Dragn Dragn

[Неформат] Рецензия на Moons of Madness

Сегодня мы запускаем новый экспериментальный формат. Рецензии на игры, которые не затрагивают основную тематику сайта, но по каким-то причинам нам кажутся достойным освещения. И первопроходцем в этой рубрике станет рецензия на лавкрафтианский хоррор Moons of Madness, которая является спиноффом известной MMO Secret Worlds. Все лайки за написание текста уходят leetSmithy. Так же пишите в комментариях насколько вам интересно такое? И чтобы вы еще хотели видеть на сайте? 

Польский фантаст Станислав Лем как-то назвал Марс «великим обманщиком». Красная Планета годами водила человечество за нос: путала астрономов сетью загадочных каналов, оказавшихся обычной оптической иллюзией, обещала открыть тайны внеземной жизни и дразнила конспирологов физиономией «марсианского сфинкса». Даже посадить яблоню в буром марсианском грунте нам пока не по зубам. Все фантазии и стремления разбиваются об изъеденные бурями скалы и плоские мёртвые равнины.

«Mars sucks!» — произносит главный герой игры Moons of Madness, правда, по иной причине. Здесь он столкнулся с тёмными силами космоса, кошмарное могущество которых одним видом может уничтожить хрупкий человеческий разум.

Марс — отстой!

Moons of Madness стартует с короткого пролога. Протагонист игры, космический инженер Шейн Ньюхарт, в ужасе просыпается посреди погружённой в глухую темноту марсианской исследовательской станции. Кругом ни души, за стенами стонет пылевая буря, а тусклые отблески лампочек аварийного освещения выхватывают из кромешной мглы вьющиеся вдоль стен странные склизкие наросты.

 

Вдруг Ньюхарт слышит невнятный жуткий шепот, видит корявую тень, вырастающую в конце коридора и… просыпается. Настает очередной, полный исследований и трудовой рутины, день на Марсе.

Кошмар в начале игры – отнюдь не слабый сюжетный ход. Это интересная затравка, дань уважения разработчиков из Rock Pocket Games правилам хорошего тона, соблюдаемым классическими хоррорами. Мистический сон полунамёками говорит о событиях, с которыми героям ещё предстоит столкнуться впоследствии. Но пока до них далеко. Прежде всего игрок глазами Шейна Ньюхарта познакомится с рабочими буднями астронавтов научного проекта «Инвиктус».

«Из этого дерьма
меня вытащит только наука»

Посреди гигантского марсианского «моря», на частной исследовательской станции, дорабатывают свою смену пять человек из амбициозного научно-поискового проекта «Инвиктус». Кто-то изучает образцы грунта, пытаясь выявить остатки органических следов былой марсианской микрофауны, кто-то — занимается наладкой оборудования или поддерживает связь с приближающимся к планете кораблём сменной команды.

Ещё до встречи с неизведанным Шейну Ньюхарту придётся в течение одного дня выполнять привычные для такого места действия задачи. Вместе с ним игрок будет латать водоснабжение в отсеке гидропоники, восстанавливать подачу электричества на станции связи или калибровать солнечные батареи.

С подобными задачами необходимо справляться, решая различные головоломки, где-то исключительно логические, а где-то — требующие выполнения несложных математических действий.

Обычно в «симуляторах ходьбы» манипуляции такого рода работают на нарратив, двигают сюжет вперёд, но при этом и нередко выбиваются из общей стилистики игрового окружения. В Moons of Madness каждая задача, наоборот, подчёркивает уникальность места действия и опирается на профессиональные обязанности протагониста, тем самым усиливая ощущение присутствия на другой планете.

На это ощущение играют и всевозможные микромеханики, встречающиеся в игре. Часть из них завязана на операциях с наручным компьютером (похожий носил персонаж Мэтта Дэймона в фильме «Марсианин»), который при необходимости подскажет игроку маршрут или подсобит советом для решения очередной сюжетной задачки.

Другая часть микромеханик целиком опирается на взаимодействие со внутриигровым окружением. Например, перед тем как покинуть служебные помещения и выйти наружу, Ньюхарт должен пополнить скафандр запасами кислорода и выровнять давление в атмосферном шлюзе. Если игрок забудет нормализовать атмосферу по возвращении на базу и сразу снимет гермошлем, то Шейну резко станет худо, экран пойдет красными пятнами, и пару секунд спустя игроку предложат загрузить контрольную точку.

Кстати, интерфейс гермошлема — не только декоративное украшательство. Когда Шейн напуган или запыхается после короткого забега от марсианских страшилок, интерфейс показывает повышенный сердечный ритм и возросший расход кислорода. Это тоже пополняет копилку достоверности происходящего. Интересно, что, будучи чересчур фраппированным, Шейн не сможет с первого раза пополнить запас кислорода: его руки будут предательски дрожать, мешая шлангу скафандра соединиться с клапаном на баллоне. Приятная мелочь.

Оставайся на связи

И красота Moons of Madness раскрывается во множестве подобных мелких деталей. Начиная от шестиколесного «ровера», на котором герой будет перемещаться между сюжетными локациями, и до рабочих мест коллег Ньюхарта, — все выполнено дотошно, с любовью к мелочами. Напарник Ньюхарта заскучал в одинокой вылазке на дальнюю секцию марсианской базы? На его кушетке будет разложен пасьянс, а на прикроватном столике в беспорядке будут теснить друг друга книги и остатки еды.

Сам герой заскучал по дому? Игра продемонстрирует следы его попыток раз за разом отправить отцу сообщение, а также разрисованные маркером иллюминаторы, где среди записей о марсианской тоске, найдется и счет проведенных с коллегой шахматных партий. Необходимо попасть в отсек гидропоники? Им окажется гигантский зал со стеклянным потолком, лестницами и разбрызгивателями, где будут благоухать десятки разных растений.

Каждая вещь в игре выглядит так, будто ей действительно регулярно пользуются, и всякий уголок сообщает дополнительную информацию о людях, работающих на станции.

Moons of Madness – это не совсем инди-проект, но и бюджетов крупной игры ей недостает, так что с напарниками лично игрок встретится всего два-три раза за игру. Зато слышать и общаться с ними Ньюхарт будет регулярно.

Этой особенностью игра заметно напоминает Firewatch, в том числе по чувству близости с персонажами, когда через диалоги игроку не только раскрывают детали мира, но и дают возможность мысленно восстановить портреты всех действующих лиц. За короткое шестичасовое прохождение как минимум один второстепенный персонаж — инженер связи Деклан Делапор — успеет стать для игрока очень интересным и благоприятным для поддержания духа собеседником.

«Хьюстон, у нас фхтагн!»

А такая поддержка протагонисту понадобится. Весьма быстро дела на станции начинают лететь под откос. Вслед за вышедшим из строя оборудованием и беснующимися пылевыми бурями, крошечное человеческое поселение настигнут тени зловещих марсианских лун — спутников Фобос и Деймос. Ночные видения Шейна начнут прогрызать дыры в ткани реальности, через которые наружу хлынет подлинный космический ужас. Сводящий с ума лавкрафтианский кошмар.

Вдогонку к этому разом начнут открываться безумные секреты некоторых коллег-учёных, а обещавшая «лучший мир человечеству» и организовавшая экспедицию на Марс корпорация, окажется вовсе не такой уж травоядной. И как будто этого разработчикам было мало — внешние проявления сгущающегося хаоса дадут старт и личному кошмару Шейна Ньюхарта, корнями уходящему в далёкое детство. Со всеми видами хоррор-составляющей у Moons of Madness дела обстоят отлично. Повествовательный темп четко распределен по хронологии событий — ускоряется и притормаживает лишь тогда, когда того требует сюжет. Подлинный космический ужас подкрадывается плавно и незаметно.

При этом игра будет пытаться обмануть ложными завязками, то намекая на неких инопланетных тварей, то подсовывая свидетельства насчёт вырвавшегося на свободу опасного эксперимента. Раскручивающаяся спираль зловещей атмосферы увлекает легко, а запрещенными приемниками для нагнетания страха игра пользуется редко и делает это деликатно.

Скримеров почти нет, а встречающиеся в игре погони не бросают игроку вызов, жадно заставляя его сердце колотиться, а глаза — судорожно искать верный маршрут. Они лишь служат для мягкого и бесшовного перевода в нужную локацию.

По общему же «хоррорному» настроению игра напоминает лучшие произведения данного жанра в литературе, где гнетущее чувство одиночества разбавляется одним только пугающим ощущением чужеродного присутствия. В Moons of Madness есть и мрачная тишина пустых коридоров, и таинственные надписи на стенах, и игры с ненадежной реальностью — когда неясно, где заканчивается сон и начинается явь. Не обойдется и без до боли знакомых по «Хребтам безумия» и «Зову Ктулху» известных поклонникам готических страшилок молитвенных распевов.Ктулху»  известных молитвенных распевов.

В игре немало прямых цитат на творчество Лавкрафта, а также косвенных отсылок на знаковые произведения «лавкрафтианы» и даже на личность самого автора. Так один из компаньонов главного героя своей фамилией ван Бюрен отсылает к Уиллу ван Бюрену, деду Лавкрафта, а инженер связи носит фамилию Делапор — так зовут персонажа в рассказе «Крысы в стенах». Парафразами передаются описательные образы некоторых зловещих существ мифологии Ктулху — Йог-Сотот, шогготы и пр.

Космический ужас предстаёт не только в упоминании гротескных чудовищ, обитающих где-то в изломах пространства, но и во всё нарастающем чувстве беспомощности разума человека, живущего на клочке невежества посреди не имеющих дна тёмных океанов бесконечности.

Над головой пролетают холодные метеоры, где-то во тьме космической ночи алыми кольцами сходятся «ужасные братья» Фобос и Деймос, напоминая о том, что человеку не следует связываться с тем, что он не в силах одолеть. Тонкое забрало гермошлема — вот единственная слабая преграда, что отделяет от наступающего безумия космической бездны.

Автор: leetSmithy