Sonic Sonic

Обзор Jade Empire: Special Edition от журнала "Игромания" (Светлана Карачарова)

Автор:
Светлана Карачарова
Оригинал:
Вокруг Jade Empire было сломано немало копий еще два года назад, когда она только появилась на Xbox. Одни считали ее чуть ли не эталоном jRPG, другие — тупым и обрезанным насмерть обмылком Star Wars: Knights of the Old Republic. Учитывая, что родитель у этих двух игр один — великая и бессмертная компания BioWare, обе точки зрения имели право на существование. До недавних пор нам оставалось лишь следить за дискуссией, не принимая в ней никакого участия. Но вот, наконец, Jade Empire добралась и до PC. Обратите внимание, к нам она приехала с подзаголовком Special Edition, что означает улучшенную графику, два новых стиля боя (разъяснения ниже) и новых монстров.

Минус на минус дает плюс?

Поклонники Джеки Чана, любители восточных единоборств, ценители азиатской культуры, мифологии и философии — сеттинг Jade Empire разработан исключительно по вашим заявкам! Классические «чайные комнаты», непременные циновки и ритуалы приветствия, традиционные одежда и прически персонажей, соответствующий городской антураж — все на своих местах. История начинается в маленьком поселке Two Rivers, где живет главный герой — лучший ученик школы единоборств. Однажды наставник, Мастер Ли, попросит вас выполнить одно важное задание, после чего события начнут развиваться с невероятной скоростью: видения древнего бога, изумительные факты о прошлом вашего учителя и вашем собственном, история Императора и двух его братьев, тайные ордена, заговоры, интриги — одним словом, вам предстоит стать местным Избранным и с честью (или бесчестно) пройти его путь.
В зависимости от того, как вы предпочитаете идти по сюжету — изображая из себя кромешного злодея или спасая каждую подвернувшуюся под руку безвинную душу, — герой будет все более явно уходить на один из двух «полюсов силы». Для простоты можно определить их как «добрый» («Открытая ладонь») и «злой» («Сжатый кулак»). Каждое из принятых вами решений будет добавлять несколько пунктов на ту или иную сторону.

Справа — лагерь наших товарищей. Именно там извлекаются на свет божий самые страшные скелеты и под горячую руку пишутся любовные романы.

Откровенно говоря, можно пройти игру, регулярно поступаясь принципами всеобщего гуманизма, и все равно получить хороший финал. Стоит также заметить, что не все поступки в игре, добавляющие вам отрицательной харизмы, можно считать злыми, но это уже вопросы общей этики и философии, и применять ли принцип Макиавелли на практике — личное дело игрока. С точки зрения игровой механики, со своей принадлежностью лучше определиться пораньше — некоторые предметы и боевые стили может использовать только истинный последователь темной или светлой стороны Силы.
Во время путешествий вам встретится полтора десятка персонажей, которые захотят разделить вашу нелегкую участь и совершенно бескорыстно предложат свои услуги по спасению вас от всяких опасностей. С собой вы всегда можете пригласить только одного, остальные в это время будут дожидаться у места вашего временного «привала». Что самое замечательное, менять последователя можно прямо на ходу, не утруждая себя беготней до лагеря. Выбираете нужный портрет в специальной вкладке, тыкаете по нему — и «призванный» товарищ материализуется прямо перед вами.
Что касается свободы перемещения по миру, то она точно такая, какой стоит ждать от любой jRPG. Доступных территорий условно достаточно, чтобы не только заниматься выполнением основного квеста, но и чуть подзаработать опыта. Про открытый мир, однако, стоит забыть: ворота в локации прошлой главы закрыты, а в новую без прохождения основной сюжетной линии попасть невозможно. Торопиться и рваться вперед по сюжету не советуем — рискуете упустить львиную долю очарования игры, которую BioWare преподносят в виде трех любимых своих приемов: отличные побочные задания, масса заставок и прорва опциональных диалогов.

Переход в серые тона — фирменный стиль режима «фокус».

Болтают здесь все — много, по существу и не по существу. Болтают квестодатели и торговцы. Произносят прочувствованные речи злодеи и доброхоты. Стоит подойти к костру, возле которого ждут сопартийцы, как вы тут же рискуете встрять в разговор, который они затеяли между собой. У вас достаточно шансов узнать всю подноготную ваших попутчиков, закрутить роман или разругаться вдребезги. Тем, кто в английском не силен, настоятельно советуем дождаться локализованной версии игры, иначе придется туго.
Тем, кто хоть немного знаком с компьютерными играми, все уже, наверное, ясно. Игровая механика Jade Empire под копирку списана со Star Wars: Knights of the Old Republic: две «силы», система диалогов, многовариантные квесты... Jade Empire — не что иное, как облегченная и усеченная версия Knights of the Old Republic. Такой KOTOR Light. Здесь упрощено очень многое — отсутствует инвентарь в привычном понимании этого слова, нет никакой возможности приодеть своего персонажа (единственным утешением остается амулет, в который можно вставить три камушка). Хорошо ли это или плохо, зависит только от ваших игровых предпочтений. А мы тем временем переходим к главной достопримечательности Jade Empire — ее боевой системе.

О стиле болотного демона и прочих фокусах

Стиль «Болотный демон». Прыгать в нем нельзя, лечиться тоже, да и энергии ци он ест порядком, но наносимый урон с лихвой покрывает все недостатки.

Друзья, если вы уже взяли в руки блокнот и приготовились выписывать основные приемы кун-фу, которые мы тут сейчас вам расскажем, бросьте эту затею. Стиль «Пьяный мастер» в игре означает буквально то, что написано, — мастер этого самого стиля будет бегать рядом с вами и разбрасывать бутылки со спиртным. Стиль «Болотный демон» превратит вас в демона, чего, как вы понимаете, не предусматривает репертуар ни одного Брюса Ли. Правда, в прочих стилях есть приемы, по исполнению очень похожие на то, что мы с вами в свое время видели в соответствующих фильмах. Но не стоит ждать от Jade Empire точного следования первоисточникам.
Не стоит также возмущенно топать ногами и грозить BioWare наказанием, как за какой-нибудь смертный грех. Достоверностью они пожертвовали ради двух других идей — зрелищности и многообразия. На самом деле в Jade Empire достаточно боевых стилей, которые могут порадовать как знатоков, так и полных профанов, а реализация боев — одна из лучших, что мы видели в играх подобного плана.
После учебного боя, которым открывается игра, глаза и руки ищут только одного: новых противников. Двух первых, начальных стилей достаточно, чтобы понять: даже если бы в этой игре не было ничего, кроме боевки, она имела бы право на существование. Любая из школ позволяет наносить легкие, но быстрые удары или бить со всей силы, но медленнее; можно также откинуть противника или поставить блок. При этом действует правило камень-ножницы-бумага: сильный удар может снести у оппонента половину здоровья, но его легко прервать быстрым ударом; блок отразит быстрый удар, но не сможет спасти от сильного; удар по территории откинет врага, но не нанесет ему урона.

Меняя стиль, персонаж тут же во все горло кричит его название. Видимо, чтобы враги сильнее пугались.

Кроме привычных боевых стилей с оружием и без, в игре есть еще магические стили, позволяющие бить на расстоянии или замораживать противника. Есть стили-трансформеры, превращающие главгероя в демона, который способен нанести чудовищный урон. Есть специальные стили. Например, «Вытягивание ци» не наносит противнику урона, но каждый удар восстанавливает вам определенное количество энергии. Разумеется, любой из стилей можно прокачивать, вкладывая в него очки после очередного левел-апа.
Ну и конечно, спецприемы. Во-первых, у нас есть возможность наносить более мощные удары, активировав специальный режим. Во-вторых, имеется некий аналог макспейновского Bullet Time, который тут зовется «фокус»: на некоторое время вы получаете возможность двигаться чуть ли не вдвое быстрее противников. И в-третьих, не забудьте про такое чудо китайской мысли, как «Гармоническое комбо». Смысл его применения — не только убойный завершающий удар, но еще и возможность выпадения с тела врага кусочка энергии. Провернуть такое комбо можно строго определенной комбинацией определенных ударов из двух стилей, так что стучать по клавиатуре приходится постоянно.
Обладатели консолей два года назад сильно жаловались, что бои в игре слишком уж легкие. Выслушав заслуженные, в общем-то, нарекания, разработчики сделали три режима сложности и добавили бонусный, под названием Jade Master. Получить доступ к нему сможет только тот, кто уже прошел игру один раз и жаждет повтора с врагами нечеловеческого интеллекта и титанической мощи. Кстати, AI врагов тоже подвергся доработке — теперь они часто ставят блок и даже более-менее сносно отпрыгивают от ударов.
Натерпевшись от последних PC-портов, мы с видимым удовольствием констатируем: наша Jade Empire без ущерба для здоровья играется с помощью клавиатуры и мыши. Присутствуют также горячие клавиши, на которые можно повесить до десяти различных стилей (с геймпадом в распоряжении остаются лишь четыре). Здесь же — мини-карта, которую можно открыть и закрыть одним щелчком мышки. Камеру можно чуть опустить или приподнять, но не более; обычно она ведет себя примерно и смирно, но изредка (правда, очень редко) что-то там заклинивает и вместо напирающих врагов мы имеем счастье лицезреть чудно размытую текстуру пола или потолка.

Рай по версии Jade Empire: главное божество — лиса, охранник — демон-слон, научившийся ходить на задних лапах. Нектар и амброзия упразднены.

Одна атака по территории — и толпа каннибалов-тугодумов разлетается вверх тормашками по всей пещере.

Культурная программа

Jade Empire больше всего напоминает фантастический фильм о восточных единоборствах, вроде «Крадущегося тигра, затаившегося дракона». Мы уверены, что вы получите гораздо больше удовольствия от игры, если предварите ее запуск просмотром главных martial arts шедевров большого экрана.

Возвращение дракона (Return of the Dragon, 1972)

Единственный фильм, полностью придуманный и снятый Брюсом Ли. История, конечно, изобилует мальчишескими глупостями (главный герой навещает родственников в Италии и тут же ввязывается в гангстерскую войну), но сюжет тут, мягко говоря, не важен. В «Возвращении дракона» впервые сошлись в одном кадре Брюс Ли и Чак Норрис. Это последний фильм, съемки которого прошли в великом римском Колизее. Через год после его выхода состоялся американский дебют Брюса Ли («Выход дракона», 1973).

5 ядов (The Five Deadly Venoms, 1978)

Сюжет, как водится, укладывается в одно предложение: трое учеников великого мастера сражаются с могущественным злодеем. «5 ядов» — отличный способ увидеть сразу несколько стилей в одном фильме. Каждый из ключевых персонажей обучен уникальной школе (стиль Скорпиона, Змеи, Сороконожки, Ящерицы и Жабы). Главзлодей знает все пять школ одновременно. «5 ядов» оказался настолько жестокой и кровопролитной постановкой, что из сценария пришлось исключить женских персонажей, — в фильме играют только мужчины.

Семь самураев (Shichinin no samurai, 1954)

Главный и абсолютный шедевр Акиры Куросавы, который сегодня входит во все учебники по кино. Семь голодных и безработных самураев нанимаются охранниками деревни и берутся отражать набеги разбойников. Кульминационная схватка между самураями и пятьюдесятью бандитами регулярно демонстрируется в музеях кинематографа. Куросава, наверное, единственный режиссер, способный наполнить экшен высшим смыслом и превратить его в историю о чести. В 1960 году американцы сняли «Великолепную семерку» — ремейк, в котором действие перенеслось на Дикий Запад, а вместо самураев выступали ковбои.

* * *

Визуально Jade Empire не вызывает ни нареканий, ни восторгов и восхищения. Какие-то спецэффекты присутствуют, хотя некоторые из них временами выводят из себя. К примеру, переход в «Стиль демона» сопровождается трехсекундным маревом по всему экрану. Мало того, что оно не представляет никакой эстетической ценности, так еще и скрывает врагов на какое-то время, а в бою обычно каждая секунда на счету. Конечно, в игре присутствует пауза, только смысла в ней ровно ноль — раздать команды на десять минут вперед и плевать в потолок, наслаждаясь происходящим на экране, все равно нельзя.
Роликов в игре столько, что, если их выкинуть, прохождение по сюжету будет занимать не 20 часов, а примерно на четверть меньше. Еще четверть отъедают диалоги, которые могли бы быть покороче и чуть лучше организованы, да и шрифт можно было бы сделать не таким топорным.
Jade Empire, конечно, не дотягивает до уровня своего старшего братца KOTOR и вряд ли может использоваться в качестве пособия для изучения восточных единоборств. Но это прекрасная, исполненная атмосферы игра, которая является хорошей альтернативой затяжным эпическим приключениям вроде Oblivion. Если два года назад у вас не было возможности познакомиться с Jade Empire, то сейчас самое время наверстать упущенное.
Реиграбельность да
Классный сюжет да
Оригинальность нет
Легко освоить да
Оправданность ожиданий: 90%
Геймплей: 8.0
Графика: 7.0
Звук и музыка: 8.0
Интерфейс и управление: 8.0
Дождались? Заметно усеченная и упрощенная Star Wars: Knights of the Old Republic в кун-фу-антураже наконец добралась до PC. Что удивительно, в гораздо лучшей форме, чем мы могли себе представить.
Рейтинг «Мании»: 8.0
«Отлично»