Интервью Грега Зещука на Develop Conference 2010
Джо Андерсон, VG247.com14 июля 2010
VG247: Вы сказали этим утром, что творчество в сфере ААА-проектов подавляется финансовыми соображениями. Как BioWare сохраняет творчество на вершине рынка?Грег Зещук: На данной стадии мы можем отталкиваться от мощного основания в том смысле, что вся наша технология – как для Mass Effect, так и для Dragon Age, по большей части уже создана. Один из способов добиться хороших творческих результатов – это иметь хорошую рабочую платформу, и пробовать на ней новые вещи. В другом направлении, о котором я уже говорил ранее, мы пробуем множество мелких проектов, которые по-своему необычны и уникальны. Мы даже иногда берем оттуда идеи и переносим их в наши основные игры.Вот два способа, которыми мы добиваемся этого, но это, тем не менее, тяжело. Я имею в виду, что ты не можешь создать нечто безумное, потому что если ты продаешь свои идеи внутри компании, они должны укладываться в понятные рамки. То есть это, наверняка, в любом случае будет востребовано, но продать необычную идею гораздо сложнее, особенно в большой консольной игре ААА-класса.Но в чем-то маленьком можно добиться успеха. Но в крупных проектах необходимо следить за тем, чтобы не изменять все подряд. Может быть, небольшие улучшения по всем направлениям и одно большое особенное изменение.VG247: Вы приняли решение сделать ведущего персонажа Dragon Age II только человеком, без возможности выбора расы. Можете объяснить, почему?Грег Зещук: Мы не всегда хотим создавать истинный сиквел – все то же самое, только больше. Вы можете заметить это в ситуации с Mass Effect 1 и Mass Effect 2, где мы поменяли достаточно много всего.Мы решили изменить направление и создать иную игру, как минимум внешне. А в случае с Dragon Age II интересно еще и то, что мы пока что показали только очень маленький ее кусочек. И все уже очень возбуждены, так? Если вы помните, мы сделали трейлер с Мэрилином Мэнсоном для Dragon Age 1, и все просто с ума посходили, и мы сказали: «не волнуйтесь, мы лишь показываем вам иную точку зрения».Со временем люди, я думаю, поймут, что мы делаем, и им наверняка это понравится.Нам нравится создавать испытания для игроков в сиквелах. Это по-прежнему игра серии Dragon Age – ничего не изменилось. Но она станет увлекательной и интересной во многих смыслах. Мы думаем, что, в конечном счете, эта игра будет лучше предыдущей, так что фанаты, в конце концов, согласятся с нами, когда смогут поиграть в нее. Это основополагающий момент.VG247: Dragon Age оказался для вас более удачным продуктом, чем Mass Effect. Как вы думаете, почему?Грег Зещук: Ну, Mass Effect 1, наверное, находится на том же уровне, может быть выше, чем Dragon Age. У него было преимущество на старте. Я думаю, это сравнение «рождественской» и «не рождественской» игры. Во-вторых, у Mass Effect было на одну платформу меньше.Смотреть на эту ситуацию сейчас интересно. Например, Mass Effect 2 по-прежнему входит в десятку самых продаваемых игр в Северной Америке. Он по-прежнему очень, очень хорошо продается, с начала года и до сегодняшнего дня. Я думаю, со временем они сравняются. Я не очень-то переживаю о количествах продаж, о том, что более успешно, а что менее – я больше переживаю за то, чтобы каждая игра становилась все лучше и лучше предыдущей.Я думаю, все они найдут своих поклонников. Mass продолжает очень хорошо продаваться, так что он, наверное, догонит и обгонит. Как знать.VG247: Вы подверглись порядочной критике по поводу консольных версий Dragon Age: Начало, особенно версии для PS3. Что будет с Dragon Age II в плане его мультиплатформенности?Грег Зещук: Я бы, в определенном смысле, выступил в защиту нашей работы с Dragon Age 1 в том плане, что мне нравятся консольные ограничения, но в случае с Dragon Age 2 мы можем работать с конечной платформой с самого начала и разрабатывать геймплей так, чтобы он учитывай ее особенности. Как и в прошлый раз, будут различия между РС-версией и консольными версиями из-за самого характера систем ввода и ощущений. Я думаю, что когда люди увидят игру в действии, они будут по-настоящему поражены тем, как она выглядит на всех платформах.VG247: Команда Mass Effect сейчас целиком сосредоточена на Mass Effect 3 или же мы можем увидеть еще контент для Mass Effect 2?Грег Зещук: У нас по-прежнему запланировано еще больше DLC для Mass Effect 2. Последние из них были приняты действительно хорошо. Публике очень, очень понравился Overlord, да и Kasumi справилась очень неплохо. Мы будем продолжать двигаться в этом направлении. Сейчас этот процесс немного замедлится, тем не менее, у нас есть весьма большие планы по выпуску DLC. Они хорошо продаются. В целом, мы определенно будем продолжать делать их.VG247: На Е3 проскакивали слухи, что Рэй, возможно, думает покинуть BioWare. Если ли в этом доля истины или же это, по-вашему, просто связано с покером?Грег Зещук: [Смеется] Нет, Рэй по-прежнему очень предан BioWare, но он также любит и покер. Это его хобби. Сейчас он на мировом чемпионате по покеру. Предполагалось, что интервью здесь мы будем давать вместе, но он полетел в Вегас. И если бы он выиграл, если бы у него пошла игра, ему пришлось бы остаться там, поскольку он все еще был бы на турнире. Так и вышло. Так что нет, нет: это, наверное, издевательский вопрос, поскольку он очень серьезно к этому относится. Можно сказать, что он сейчас как бы в творческом отпуске, что само по себе неплохо, ведь под его руководством целая группа студий – он генеральный директор во всех студиях. Но он по-прежнему каждый день думает о BioWare.VG247: Вы как-то причастны к планам относительно следующего поколения консолей? Нам сказали, что Microsoft уже начали говорить о подборе разработчиков для своей следующей приставки – BioWare входит в их число?Грег Зещук: Мне об этом ничего не известно.VG247: Когда, по-вашему, произойдет переход на следующее поколение?Грег Зещук: Честно говоря, я не знаю. Для меня это большая загадка. Я был бы в восторге, если бы это произошло как можно позже. Чем дольше, тем лучше, потому что мы должны сначала использовать все возможности данного железа. Первые несколько лет текущего цикла были довольно тяжелыми, поскольку сами консоли оказались более сложными, чем раньше. Теперь мы начали обретать почву под ногами. Я думаю то, что все они создают новые устройства ввода, указывает на их желание продлить жизнь этому поколению.Я не знаю, в каком году это произойдет, но я надеюсь, что как можно позднее. Чем дольше мы сможем работать, тем лучше.VG247: На текущем поколении консолей разработчики, кажется, уходят от фэнтези и больше склоняются в сторону шутеров. Что, по-вашему, является причиной этого?Грег Зещук: Ну, полагаю, успех Dragon Age – это аргумент против. Я имею в виду, что хотя шутеры и занимают значительную часть рынка, возможности для выпуска фэнтези или чего-то еще по-прежнему достаточно велики.VG247: Не думаете ли вы, что люди уходят от этого, потому что говоря «фэнтези» мы как бы подразумеваем «высокобюджетную» игру?Грег Зещук: Не знаю, может, это просто вопрос предпочтений. Если подумать, то таких игр значительно меньше, но их все же делают. Я думаю, что люди видят успех шутерных проектов и поэтому пытаются гнаться за ним. Я ни в коем случае не хочу сказать, что шутеры проще или сложнее в разработке, я хочу сказать, что именно на них делается большая часть денег на рынке, поэтому люди делают их еще больше и больше, создавая этакий замкнутый круг.VG247: Не кажется ли вам, что люди слегка устали? В смысле, они видят все эти игры и, может, считают, что им недостает немного оригинальности?Грег Зещук: Что ж, я думаю, это правда, и это одна из сильных сторон фэнтези или научной фантастики – можно проявить чудеса оригинальности, потому что тут лежит масса возможностей сделать что-то необычное. Это, на самом деле, одна из причин, почему мы занимаемся тем, чем занимаемся. Мы счастливы делать наши игры, это замечательная работа.VG247: Говоря о Dragon Age, эта игра кажется очень подходящей для чего-то вроде PlayStation Move, со всеми своими мечами. Вы когда-нибудь думали об этом?Грег Зещук: Думаю, да. Я имею в виду, что мы собираемся очень тщательно изучить все эти вещи. Трудно предугадать, в каком направлении пойдет рынок в плане различных motion-контроллеров, вроде Kinekt или Move, поэтому мы будем очень медленно продвигаться в этом направлении и не станем выпрыгивать на передовую.Первое поколение игр для этих систем отчасти интуитивно и предсказуемо, с множеством физических упражнений, семейных игр и прочим. Я думаю, что мы, наверное, подождем до следующего поколения и посмотрим, как оно будет развиваться, но, я думаю, что мы определенно будем смотреть в эту сторону.VG247: Как вы соблюдаете в вашей студии баланс между созданием таких игр как Dragon Age, Mass Effect и SWTOR? Легко ли это или же ваша команда тяжело с этим справляется?Грег Зещук: Любопытно то, что все они разные, и, как я уже говорил, я нахожу классным то, что люди сами могут выбирать, над чем им хотелось бы работать, и иногда они помогают в соседних проектах.У нас в студии сложился действительно хороший баланс опыта, когда кто-то может работать над всеми тремя играми в определенной должности или же переходить от одной к другой. Это также здоровая и позитивная конкуренция, так что все это идет на пользу.VG247: SWTOR, как говорят, одна из самых высокобюджетных игр ЕА и, конечно же, из игр по «Звездным войнам». Вы ощущаете давление со стороны ЕА и фанатов, желающих, чтобы все было сделано, как надо?Грег Зещук: Мы всегда работали под большим давлением.Мы сделали игры Baldur’s Gate на ранних этапах нашей карьеры, и эти игры по-прежнему одни из самых продаваемых – их продалось 5 миллионов копий, может даже больше. Когда у тебя за спиной стоит подобная разработка, тебя впоследствии всегда оценивают в сравнении с ней. Мы всегда воспринимали Dragon Age, как игру, которую люди считали next-gen версией Baldur’s Gate, и мы спрашивали: «она ведь хороша, не так ли?»На самом деле, мы не очень переживаем из-за давления – мы хотим добиваться успеха и делаем все, что нужно, чтобы его добиться, но не переживаем из-за страха перед неудачей. Мы иногда терпим неудачи, но, по счастью, в мелочах, и никогда полностью.VG247: Есть ли у вас в настоящий момент планы по переносу SWTOR на консоли?Грег Зещук: Всерьез мы об этом не говорили. Мы больше сосредоточены на РС-версии. Я имею в виду, что, работая над ММО, усвоил одну вещь – они сверх огромны и сложны, так что планы по добавления консольной версии к чему-то подобному… РС-версии уже вполне достаточно.VG247: Мы слышали, что планируется выход Dragon Age на карманных устройствах. Это правда?Грег Зещук: Насколько я знаю, нет. Dragon Age есть на Flash, но вряд ли мы говорили о Dragon Age на карманных устройствах. Если только они там не начали что-то делать, пока меня не было. Нет, не думаю. Я вполне уверен, что мы ничего такого в данный момент не делаем.VG247: Будет ли Dragon Age продолжаться после выхода второй части?Грег Зещук: О да, я думаю, что как франчайз он стартовал очень хорошо и был очень хорошо принят, так что мы собираемся и дальше работать над ним. Здорово то, что в Dragon Age II мы рассказываем другую историю во вселенной Dragon Age, это не продолжение предыдущей истории, и тот факт, что мы создали свою огромную вселенную, дает нам массу возможностей для подобных вариантов. Это действительно очень здорово.VG247: И последний вопрос. Вы можете подбросить нам какой-нибудь объект для спора?Грег Зещук: [Смеется] Этим утром я сказал разработчикам, что сейчас разработка ААА-проектов для консолей – это плохая идея. Я думаю, это было моим частично спорным заявлением сегодня.Я думаю, это правда. Проработав в этой области 15 или 17 лет, это всегда было для меня главной целью, но в последнее время эта цель несколько потускнела в моих глазах. Они как бы стали не столь изобретательными, не столь интересными, а когда я смотрю на некоторые flash-проекты и проекты от независимых разработчиков, то вижу безумные и восхитительные вещи. Я думаю, что пока там есть хорошая бизнес-модель, их пространство будет оставаться интересным для работы.Я думаю, что большой не всегда означает хороший. Точно также и с этими огромными играми и огромными бюджетами – хотя они и имеют самые большие шансы добиться успеха, сделать это им все равно очень и очень сложно, и я думаю, наш рынок становится все более и более трудным. Если кто-то только начинает свою карьеру или относительно недавно попал сюда, им стоит всерьез задуматься, нужно ли делать это своей целью.
Перевод: Xzander, www.BioWare.ru