RPGSite: Привет, Марк, спасибо, что пришли. Как дела?
Марк Мир: Хорошо, спасибо.
RPGSite: После праздников прошло всего несколько недель, как отдохнули?
Марк Мир: Хорошо, спасибо что спросили. Моя жена подарила мне PS3, зная, что так я буду проводить еще больше времени за играми. Это любовь.
RPGSite: Мы тут с друзьями говорили о самых ярких рождественских воспоминаниях. Из чистого любопытства, вспоминаете ли вы особо какое-то прошлое Рождество?
Марк Мир: Наверное, тот год, когда я получил имперского ходуна АТ-АТ, битком набитого снежными штурмовиками, подарок, о котором я просил. У меня до сих пор сохранился этот АТ-АТ, но вот крышка кабины потерялась…
RPGSite: Мы собрались прежде всего, чтобы обсудить вашу игру как актера озвучения, но вас также можно увидеть и вживую – вы участвуете и ведете различные шоу импровизаций. С чего все это началось?
Марк Мир: Моя актерская карьера началась с импровизаций, а именно Theatresports. Я учился на первом курсе, когда открыл для себя комедию импровизаций – в моем колледже не было драматических или музыкальных программ, и Dungeons & Dragons были самым моим большим актерским достижением на тот момент. Я быстро понял, что мне больше нравится играть на сцене, чем смотреть в чашки Петри. Мне очень повезло, что меня заметили члены канадской комедийной труппы «Three Dead Trolls», которые предложили мне стажироваться в Эдмонтонском театре «Rapid Fire Theatre», где я и нахожусь по сей день.
RPGSite: Вы приехали в Лондон для участия в одном из тех самых живых шоу – выступали ли вы в Соединенном Королевстве раньше и если да, то как вы оцениваете публику по эту сторону Атлантики?
Марк Мир: Я выступаю со своей труппой «Die-Nasty» и да, я уже бывал здесь несколько раз. Я заметил, что публика здесь, похоже, не понимает туманных намеков на канадских политиков – очень странно.
RPGSite: В этом конкретном представлении вы будете выступать 50 часов без перерыва. Звучит дико, но вы будете делать такое не в первый раз. Сколько раз вы уже проводили подобное шоу?
Марк Мир: Представление, которое мы будем давать в Лондоне, называется «Improvathon» – 50-часовой марафон комедийной импровизации, основанный на собственном шоу Die-Nasty, «Soap-A-Thon», которое мы ежегодно даем в Канаде. На самом деле, я был первым актером, который когда-либо смог продержаться все это время без сна. Если учитывать те шоу, которые мы провели в Англии, я думаю, это будет уже 16-й раз.
RPGSite: Какова задумка всех этих марафонов – зачем это нужно?
Марк Мир: Ну, во многом за тем же, зачем нужно проводить бессчетные часы, играя в RPG. Потому что это весело! «Improvathon» – это одно из моих самых любимых представлений. В отличие от коротких импровизаций, данный формат подразумевает непрерывное повествование, поэтому здорово бывает провести своего персонажа через эдакое трехдневное путешествие, одновременно развлекая публику. Лишение сна также играет в этом большую роль. Любое планирование или предварительные задумки улетучиваются, и ты начинаешь реагировать именно на текущий момент с помощью того, что наш режиссер называет «мозги ящерицы» – той частички, что мы, млекопитающие, унаследовали от наших предков динозавров. Я слышал, как это описывали, «будто находишься под "кислотой", но легально».
RPGSite: Как и когда вы впервые сделали шаг от импровизаций к озвучиванию? Этот переход был для вас сложным или же вы не задумываясь прошли его?
Марк Мир: Думаю, первая моя работа в озвучке была на радио СВС, где я исполнил комический скетч собственного произведения. Сам переход оказался вполне плавным, так как мне всегда нравилось изображать голоса (даже в дни моих ранних увлечений Dungeons & Dragons). С тех пор, кроме моей голосовой работы в BioWare, я работал в мультфильмах, на канадском Family Channel, а также был членом труппы и сценаристом нескольких сезонов комедийной программы «The Irrelevant Show» на радио СВС, свежий сезон которой мы сейчас как раз записываем.
RPGSite: У вас, кажется, сложились особенно крепкие отношения с BioWare, так как вы появлялись в нескольких их играх на протяжении значительного времени. Какой была ваша первая работа с ними и почему вы так надолго к ним привязались?
Марк Мир: Моей первой работой в BioWare была одна-единственная строчка из финала Baldur’s Gate 2, которую я помню до сих пор: «Нет повода для беспокойства. Судьба этого глупца определена». Я был загадочным магом в капюшоне в компании таких же загадочных магов в капюшонах. BioWare я, похоже, понравился, потому что они продолжали приглашать меня. А привязался я к ним еще и потому, что они продолжали платить мне.
RPGSite: Кажется, вы нашли для себя определенную нишу, озвучивая второстепенных персонажей во многих играх, как вдруг оказались в роли ведущего персонажа в серии Mass Effect. Не могли бы вы рассказать нам немного о том, как вам досталась эта роль?
Марк Мир: Верно, я никогда не думал, что попаду на ведущую роль в Mass Effect. Когда игра только была анонсирована, я думал, что буду работать над разными инопланетянами. Фактически, я уже делал это на ранних стадиях разработки, определяя, как могут звучать голоса различных инопланетных рас во вселенной МЕ. Когда меня попросили пройти прослушивание на роль Шепарда, я особо ни на что не надеялся, полагая, что она достанется кому-то из Лос-Анджелеса… Я был приятно удивлен, мягко говоря.
RPGSite: Удивило ли вас то, насколько популярной стала игра после релиза?
Марк Мир: Я был счастлив, но не удивлен. Я уже успел увидеть большую часть игры до релиза и так как я сам фанат RPG, то знал, что это будет хит.
RPGSite: Сложно ли следить за тем, где вы находитесь при записи диалогов для игры вроде Mass Effect, ведь там есть несколько различных возможных вариантов для практически каждой ситуации?
Марк Мир: В этом я полностью полагаюсь на своего режиссера, Кэролин Ливингстон – она все делает правильно.
RPGSite: Есть ли с вашей стороны какой-то творческий вклад в сами реплики или в их произнесение, или же вы просто начитываете нужные строки и идете домой?
Марк Мир: Тут у нас настоящее сотрудничество – Мак Уолтерс, ведущий сценарист, иногда присутствует на записи, так что у нас есть возможность обговорить изменения в диалогах прямо на месте.
RPGSite: Играли ли вы хоть раз в первый Mass Effect, скажем, за Шепарда-женщину, чтобы послушать как кто-то другой подошел к той же роли – и если да, то кого вы отыгрывали – доброго, нейтрального или злого?
Марк Мир: Играя в RPG, я в основном играю за злого в первое прохождение, потом переключаюсь на доброго во втором прохождении. Так я чувствую, что как бы искупаю грехи и заглаживаю свою вину перед всеми теми несчастными, которых я третировал ради быстрой наживы в первый раз. Я воспользуюсь случаем, чтобы сказать, что очень горжусь совместной работой с женским голосом Шепарда, Дженнифер Хейл – она, несомненно, одна из лучших голосовых актрис Северной Америки. Для меня игра в Mass Effect стала уникальным опытом, потому что я был в курсе очень многих подробностей сюжета. Я начинал какое-то задание и вдруг внезапно вспоминал все возможные результаты этого задания. В некотором смысле мне доставляет больше удовольствия играть в игры вроде Jade Empire или Dragon Age, где я могу погрузиться в игру в роли какого-то случайного персонажа, не обладая столь глубокой осведомленностью о том, что случится в следующей сцене. Несмотря на это, я с большим нетерпением жду возможности поиграть в МЕ2.
RPGSite: Известно, что в начале Mass Effect 2 коммандер Шепард проходит через некие очень большие – и шокирующие – изменения. Были ли какие-то разговоры о том, что в результате должен измениться ваш подход к персонажу?
Марк Мир: Действительно, Шепард претерпел некоторые изменения, но в душе он остался все тем же самоотверженным благородным героем, каким был всегда… или тем же безжалостным, жестоким ублюдком, каким был всегда, в зависимости от ваших личных игровых предпочтений.
RPGSite: Считаете ли вы, что тем, кто ждет Mass Effect 2, следует сыграть сначала в первую игру, или же сиквел сделан так, что любой сможет ухватить его суть и начать играть?
Марк Мир: Если вы играли в МЕ1, то, конечно же, получите более богатые впечатления, но BioWare проделали большую работу, чтобы новые игроки не отставали.
RPGSite: Мы слышали, что сиквел гораздо больше первой игры, и можем предполагать, что это означает увеличение диалогов. Насколько больше был ваш сценарий для второй игры по сравнению со сценарием первой, и сколько по времени занял процесс записи?
Марк Мир: Да, вы слышали верно. Я провел большую часть прошлого лета, записывая диалоги для МЕ2 – они ОГРОМНЫ. По моим прикидкам, в этот раз я провел в студии в два раза больше времени, чем при работе над первой игрой.
RPGSite: У вас есть какой-то любимый момент или строчка в уже выпущенных играх серии?
Марк Мир: Сложно выбрать… Общение Шепарда с одержимым фанатом Конрадом Вернером и репортером Калисой Ал-Джилани доставляют много веселья, их озвучивали мои друзья Джефф Пейдж и Эйприл Бениган, так что мне весьма понравилась эта часть. Я большой поклонник Ланса Хенриксена, поэтому работа с ним в роли адмирала Хакетта в первой игре была просто потрясающей. Я лично познакомился с ним в Атланте на DragonCon в 2008 году, и было здорово поговорить с ним. Мы мило поболтали о работе в озвучении. Я также поклонник Battlestar Galactica, так что я пребывал просто в «фанатском экстазе», работая с коллегами-канадцами Майклом Хоганом и Тришей Хелфер над новой игрой. Ничего сексуального не было, кстати… а если и было, я говорил о Майкле Хогане.
RPGSite: Вы в курсе, что некоторые ваши реплики – такие как «Goodnight, Manuel» («Спокойной ночи, Мануэль») и «It’s just a big stupid jellyfish» («Это просто большая тупая медуза») – стали сетевыми хитами, и фанаты постоянно цитируют их?
Марк Мир: Да, и это мне очень нравится, хотя, на самом деле, я думал, что фраза «I have to go» («Мне нужно идти») станет популярной. Думаю, это практически фирменное выражение Шепарда.
RPGSite: Так как BioWare в открытую говорят о трилогии, можно ли с уверенностью предположить, что вы вернетесь в Mass Effect 3? Если да, то подписывают ли они с вами договоры на каждую игру или же у вас был контракт на все три с самого первого дня?
Марк Мир: Предположения это хорошо, но да, у меня есть контракт. На трилогию…
RPGSite: Не углубляясь в спойлерные подробности, кто-нибудь говорил с вами о том, в каком направлении будет развиваться сюжет в третьей части или же вы пребываете в таком же неведении, как и все мы?
Марк Мир: Боюсь, я пребываю в неведении. По крайней мере, так я говорю всем ради безопасности своих друзей и семьи.
RPGSite: Другим проектом BioWare, над которым вы работали в недавнем прошлом, был Dragon Age: Origins, в котором вы по традиции играли второстепенных персонажей. Есть ли среди них такие, которые особо вам запомнились и на которых игрокам следует обратить внимание?
Марк Мир: Так… Я озвучивал несколько случайных горожан, гномов и тому подобное… Я озвучивал Атраса из Долийских эльфов, который подозревал, что его жена – оборотень, и я также играл нескольких оборотней, с которыми можно было поговорить – один из них тот, который отводит вас к Swiftrunner и Госпоже Леса ближе к завершению квеста «Природа Зверя», а также оборотня, сторожащего раненых эльфов после битвы (в случае, если вы приняли сторону ликантропов). Я также озвучивал ряд демонов и порождений тьмы для будущих DLC Dragon Age: Origins.
RPGSite: Есть одна игра BioWare, в которой нет вообще никакой озвучки, но фанаты (то есть я) хотят знать – согласились бы вы работать над Sonic Chronicles: The Dark Brotherhood, если бы у вас была возможность?
Марк Мир: Боюсь, у меня нет какой-то особой привязанности к Сонику, но если бы BioWare были готовы заплатить мне, я бы с большой вероятностью готов был взяться за работу.
RPGSite: Как вы считаете, почему BioWare обрели столь большой успех со своими RPG?
Марк Мир: BioWare проделывают фантастическую работу, создавая полноценные вселенные для своих игр, а нововведения вроде диалоговой системы Mass Effect лишь продолжают поднимать планку захватывающих интерактивных игровых переживаний. К тому же, там есть весь этот секс – спасибо, FOX News!
RPGSite: Идет немало споров о «кризисе авторства» в RPG и о том, рискуют ли компании вроде BioWare никогда не рассказать свою собственную историю, передавая столь много контроля в руки игрока. Как по-вашему, способна ли игра рассказать эффектную историю, не привязывая ее к заданному курсу?
Марк Мир: Это сложная задача при разработке таких игр, как Mass Effect или Dragon Age, но я думаю, что дело тут больше в создании гибкой структуры сюжета, в которой игрок, фактически, активно участвует в повествовании истории, определяя то, как она развивается. Контроль в руках игрока, на самом деле, может иметь положительный результат.
RPGSite: Вы, кажется, и сами геймер в какой-то степени, поэтому, прежде чем закончить, хотелось бы спросить, есть ли какие-то игры, выхода которых вы особенно ждете в наступившем году?
Марк Мир: Я действительно геймер (в особенности склоняюсь в сторону RPG), а также всесторонний гик. Думаю, что (из игр не от BioWare) больше всего я жду в 2010 году Fallout: New Vegas и DCU Online. Ну и раз уж речь зашла, я также очень жду выпуска фигурок Mass Effect – жду не дождусь, когда смогу поставить Шепарда на полку рядом с Doctor Doom и Balrog…
RPGSite: Ну вот и все. Хотите что-нибудь сказать нашим читателям на прощание?
Марк Мир: Мне нужно идти.
RPGSite: Ха-ха. Спасибо еще раз, что уделили время, Марк, мы очень признательны за это.