Положительно, ребята из BioWare слишком много кушают. Или, говоря по-русски, просто «зажрались». Первое тому подтверждение — имея на руках такой хитовый проект, как Star Wars: Knights of the Old Republic, они отдали разработку продолжения студии Obsidian. Не надо швырять в меня дырявым ботинком — я знаю, кто такой Фергюс Уркхарт, и в курсе всех его заслуг перед игроиндустрией. Но, согласитесь, Knights of the Old Republic 2 мог бы быть и повыше классом, если бы его делали в BioWare.
К чему все это? А к тому, что история повторяется, змея вновь пытается подавиться собственным же хвостом. По всей видимости, BioWare приняла судьбоносное решение — никогда больше не делать сиквелы к своим проектам. Посему Neverwinter Nights 2 мы опять получим из «обсидиановых» рук. Впрочем, в сторону старческое брюзжание: пока игра только разрабатывается, а на этом этапе положено свято верить во все обещания разработчиков и восхищенно вздыхать над каждым их словом. А мы вот возьмем и вопреки здоровому скептицизму во все это поверим! Уж очень, знаете ли, хочется.
Ночь номер два
Neverwinter Nights — одна из лучших ролевых игр 2002 года. В нее играли взахлеб, о ней написаны мегабайты восторженных слов, к ней созданы гигабайты любительских дополнений. Если вы по какой-то трагической случайности не видели эту игру — закрывайте журнал и немедленно наверстывайте упущенное.
All of the content on this site (including all text, graphics, sounds, demos,patches, hints and other files) is covered under Canadian, US and internationalcopyright and trademark laws by BioWare Corp. and other companies, and areproperty of BioWare Corp., or are presented with permission and/or underlicense. This content may not be used for any commercial use without expresswritten permission of BioWare Corp., and possibly other copyright or trademarkowners.
BioWare Corp. and other companies’ Copyrights and Trademarks
The BioWare Corp. logo, BioWare, the BioWare Corp. hands logo, and TheBioWare Infinity Engine, are all registered trademarks of BioWare Corp.
Итак, как известно, все хорошее имеет не только свое начало, но и конец. Вот и пришел он самый вашему халявному пребыванию на дядюшкиных харчах. Прибили дядюшку-то…
Но, обо всем по-порядку.
Квест наш начинается в доме дядюшки Геркана (еще живого) в славном городе Прокампуре. Чем он славен (и не только он) нам предоставят возможность узнать из множества книг, встречающихся в игре (слава сказителям!). Также, нельзя не отметить, что играть нам предстоит исключительно особью мужского пола (ярко выраженный патриархат!) и, как бы мы не старались, но выше первого уровня нам героя в начале не дадут.
А я ему скажу: «Не уговаривайте, не уговаривайте! Сперва скажите: кто я?»
В. Высоцкий, мюзикл «Алиса в Стране Чудес»
Начинаются «Кормирские ночи» необычно. Вместо стандартного пробуждения в трактире нас ожидает... комната автора игры, Сервилана. Сам демиург тепло нас приветствует и интересуется, каким уровнем мы бы предпочли начать игру — 8, 9 или 10. А также рекомендует нашему вниманию советы по генерации персонажа — и магазин, в котором можно отовариться вполне приличным снаряжением на полсотни тысяч.
Не могу не снять шляпу перед такой заботой об игроке. Обычно приходится либо искать нужного героя по старым сохраненкам, либо пользоваться кодами — и оставаться черт-те-с чем в качестве начальной экипировки.
Это важно: в магазине потратьте все деньги, не оставляйте ничего «на развод» — не пригодится.
Рассказывать о Shadows of Undrentide с нуля, конечно, не стоит: ведь это "всего лишь" дополнение к исходной игре, хотя, как мы вскоре увидим, дополнение довольно весомое. Однако тем, кто пропустил руководство по Neverwinter Nights , отчаиваться не стоит: мы приводим его во всей красе на компакт-диске журнала. Это руководство писалось вашим покорным слугой для "Игромании", но "Игромания" любезно предоставила его нашему журналу. Коротко о главном Радостная новость: господа из Bioware не пропустили мимо ушей то, что говорили поклонники Neverwinter Nights о немногочисленных недостатках игры. И эти недостатки исправлены. Ну, по крайней мере некоторые... Прежде всего: в игре появились "классы престижа", по отсутствии которых так скорбели все любители третьей редакции ролевой системы D&D. Что это такое? Это — специальные классы персонажа, которые доступны не сразу, а только по выполнении определенных требований (чаще всего они достижимы уровню к 6-10). Это, поверьте, здорово добавляет гибкости ролевой системе и очень стимулирует мультиклассирование: ведь просто смешивать классы в нынешней D&D не особенно выгодно (слишком большие потери опыта для сравнительно малых преимуществ). А вот классы престижа специально делаются так, чтобы их имело смысл брать в качестве дополнительных. Эта бочка меда — не без изрядного половника дегтя: фокус в том, что классов этих... всего пять (в официальных материалах D&D их на сегодняшний день больше полусотни). Ну да ладно, лиха беда начало. Далее, многие жаловались на то, что наемникам нельзя было сменить снаряжение. Теперь — можно. Добывайте своему спутнику заговоренные клинки и элитные доспехи — и воздастся вам. Усилены возможности друидов и следопытов — теперь немало пользы можно получить от общения с животными. Конечно же, добавилось несколько новых умений, навыков и заклинаний. Особенно интересны врожденные навыки, которые можно брать только на первом уровне. Но обо всем этом подробнее будет рассказано ниже. Усовершенствованы команды и связь (в том числе голосовая) при сетевой игре. Авторов собственных модулей порадуют новые местности (зимняя сельская местность, пустыня и развалины) и несколько новых монстров (меньше, чем можно было ожидать). Ну, а простым, честным игрокам главная радость — изрядных размеров кампания. И, хочу отметить, она значительно сложнее, да и поинтереснее исходной. К тому же в ней гораздо большее внимание уделяется разговорам и разговорным умениям (всем срочно "качать" persuade!). Классы престижа Волшебный стрелок (Arcane Archer) Прямо скажем, луки в игре — не
самая необходимая штука. Волшебные стрелы редки и дороги, а без заговоренного оружия в Забытых Королевствах жизни нет, как на Марсе. Вы все это знали? Теперь забудьте: грядет волшебный стрелок! Увы, с самого начала нас подстерегает неприятная новость: эта дорожка открыта только эльфам и полуэльфам, а прочим остается только грустно вздыхать и проклинать апартеид. Чтобы начать набирать уровни волшебного стрелка, нужно обзавестись базовой атакой не менее +6, weapon focus на какой-нибудь лук и навыком стрельбы в упор (point blank shot). Впрочем, без этого навыка брать лук вообще бессмысленно: подойдя ближе, враги порубят беззащитного лучника в капусту. Но это еще не все: волшебный стрелок должен уметь... читать чародейские заклинания 1-го круга, то есть обзавестись уровнем волшебника (wizard) или колдуна (sorcerer). На худой конец сойдет несколько уровней барда. Зато, когда все это достигнуто, лук становится и впрямь грозным оружием. Все стрелы, выпускаемые волшебным стрелком, становятся заговоренными +1 (а с ростом уровня — и того круче: на 3 уровне — +2, на 5 — +3, и так далее до +5!). Начиная со второгоуровня, наш лучник умеет трижды в сутки... выпускать вместо стрелы огненный шар (даже если колдовать это заклинание не умеет). На 4 уровне он обучается делать один выстрел в день, который не промахивается (на 6 — два). Но это все цветочки: на 8 уровне он может стрелять сразу во всех видимых врагов ! А на 10-м — одной стрелой убивать противника (раз в день, конечно). Хитовая кость у стрелка — только к8, зато очков умений больше, чем у обычного вояки — 4 на уровень. Круто? Еще бы. Только не забудьте, что волшебный стрелок становится действительно силен на 8 уровне. А до него еще надо дожить. Но все равно с ним стоит считаться. Поборник зла (Blackguard) Среди любителей
ролевых игр немало фанатов "чистого, незамутненного зла". В последнее время для них создаются специальные резервации в виде игрушек про вампиров, маньяков и злых пожирателей маленьких детей, но и в Neverwinter Nights им сделали небольшой подарок. Blackguard — это типичный "антипаладин". Он, начиная со второго уровня, добавляет свой плюс за обаяние к спасброскам и к атакам против любых добрых противников (как в третьей редакции D&D исчисляются плюсы за характеристики — читайте на компакте в руководстве к Neverwinter Nights). С третьего уровня он изгоняет и создает нежить (а с пятого начинает призывать и демонических существ). Как жалкий воришка, наш гордый поборник зла умеет наносить удары в спину — sneak attack (+1к6 на 4 уровне, +2к6 на 7-м, +3к6 на 10-м). Есть у него и несколько заклинаний: Bull Strength — на 2 уровне, Inflict Serious Wounds — на 6-м, Contagion — на 7-м, Inflict Critical Wounds — на 8-м. Дабы быть причисленным к легионам зла, будущий Blackguard должен сперва получить базовую атаку +6, 5 единиц умения Hide, навык Cleave. И, само собой, он должен быть злым по натуре. Хитов — к10 на уровень, умений — 2 очка на уровень. Нравится? Кому как. По мне, так лучше уж паладин. Но класс вполне "играбелен", преимущества у него довольно весомые. Убийца (Assassin) Тоже злодей, но несколько менее парадный и
Уму непостижимо, какую громадную работу господа из Bioware скромно именуют “дополнением”. Ведь, помимо новой, немыслимо увлекательной кампании, мы получили целый новый мир: мир сверхгероев, персонажей, переваливших судьбоносную отметку 20-го уровня и устремившихся напрямую к званию полубогов.
Вы когда-нибудь задумывались, что чувствуют те, кого вызвали в пентаграмму? А попробуйте!
Тропой титанов Нам предстоит спуститься в легендарное Подземье (Underdark) — огромный мир в недрах Забытых Королевств, обитель злобоглазов, пожирателей разума — иллитидов и другой живности (и мертвости), по сравнению с которой вышеупомянутые любимцы публики могут показаться милыми и пушистыми. Там, правда, живут и кое-какие добрые расы, но... по-моему, скорее по ошибке. Хотя в Подземье можно повстречать самую разнообразную нечисть, главными обитателями этого гостеприимного края справедливо считают темных эльфов — драу, поклоняющихся Паучьей Королеве — богине Лолт (она же Ллос). Если вам не доводилось читать первую часть саги о темном эльфе Дриззте (в русском переводе — Дзирте), самое время это сделать; тогда вы будете готовы к тому, что ждет вас в глубине. Впрочем, книга стоит того и сама по себе (чего нельзя сказать о последующих частях). Как вы понимаете, в Подземье не ходят робкие новички, только что выучившие свое первое заклинание. С самого начала (хоть берите персонажа из первой или второй
Одного не понимаю — почему мы остались живы?
кампании, хоть создавайте с нуля) вы получите 15-й уровень. Ну а потом предстоит развить его до 40-го. До сих пор Neverwinter Nights такого не умела. Стандартные правила D&D предполагают только 20 уровней. Что дальше? Любопытно, не правда ли? Дальше — помимо обычного роста хитов, умений и так далее — нас ожидают эпические навыки (Epic Feats). Которые разовьют классовые возможности наших героев до предела. Просто развивать базовый класс до запредельных высот, конечно же, можно, но интереснее поэкспериментировать с классами престижа. Их количество здорово выросло, и среди новинок есть несколько очень даже привлекательных. Особенно одна... но не будем опережать события. Это важно: если хотите использовать классы престижа из Shadows of Undrentide, это дополнение нужно поставить отдельно. Вообще, рекомендую ставить Hordes of Underdark только поверх старого дополнения.
Neverwinter Nights , несмотря на свой довольно обычный вид,
не просто ролевая игра. Это игра, предназначенная для создания в ней собственных сценариев и игры по сети, игра, в которой на высоком уровне представлена тактика “ролевого” боя. Поэтому руководство, которое вы сейчас читаете, состоит из трех частей. В первой я подробно расскажу о том, каких персонажей можно создать, какие умения для них предлагаются, как этих персонажей развивать и эффективно пользоваться их способностями. Во второй опишу общие принципы, интерфейс, бой и тому подобное. Там же помещено полное описание доступной игрокам магии и советы по тактике deathmatch. Третья часть посвящена прохождению “стандартной” кампании, поставляемой вместе с игрой. В другом случае я бы сказал “прохождению игры”, но это будет просто неправильно: ведь уже сейчас, когда я пишу эти строки, на страницах Интернета выложено больше двух десятков приключений для Neverwinter Nights , например, на сайтах www.neverwinter.ru и nwvault.ign.com . Каждое из них — самостоятельная история, и многие ничем не уступают “стандартной” кампании и даже превосходят ее. В Neverwinter Nights написанные любителями модули — не небольшое дополнение к основной игре, как в Arcanum или Morrowind , а самое главное. Кампания на стандартном диске — не более чем демонстрация возможностей игры. Часть первая. Персонаж Едва ли это руководство — первый образчик литературы такого рода, что попал вам в руки. А если нет, то у вас уже давно скулы сводит от привычной мантры: эльфы-де умны и прекрасны, но хлипки сложением, полурослики вороваты, а маги плохи в рукопашном бою. И даже если вдруг я удостоился чести первым проводить вас в мир компьютерных ролевых игр — это, право же, не основание пережевывать давно осточертевшую жвачку. Поэтому я позволю себе на очевидных вещах подробно не останавливаться. Иногда я буду ссылаться на правила настольной игры — третьей редакции Dungeons & Dragons . Если вам ничего не говорят эти слова — просто пропускайте такие ссылки. В дальнейшем для простоты я буду именовать третью редакцию Dungeons & Dragons просто — D&D. В игре можно заниматься выращиванием персонажа в той степени детализации, которая вам больше любезна. Можно выбрать персонажей из числа заранее сгенерированных. Можно выбрать класс, пол, расу — а во всем остальном указать “Recommended”. Можно подбирать умения и навыки индивидуально (Customize Packages), а можно взять один из предлагаемых наборов. Характеристики С древнейших времен в D&D наличествует шесть основных характеристик: сила, ловкость, выносливость, интеллект, мудрость и обаяние. В третьей редакции важно в основном не само значение характеристики, а так называемый модификатор . Всякий раз, когда характеристика влияет на что-либо, к соответствующему числу или результату броска прибавляется именно он. Например, выносливость влияет на хиты и умение концентрации; значит, при модификаторе выносливости +3 на каждом уровне вы будете получать на 3 хита больше, чем положено по классу, и при любой проверке концентрации к броску кубика будете добавлять те же +3. Вот таблица этих модификаторов: